|
История дизайна интерьера:Барокко
Анны(1665-1714)
Барокко Анны, королевы Великобритании (1665-1714)
Анна из династии Стюартов, дочь Якова II и свояченица Вильгельма III,
взошла на трон после смерти своей сестры Марии II. С её появлением
мебель начинает цениться не только за ценные материалы, из которых она
изготовлена, но и за элегантность линий, качество изготовления и
функциональность. Архитектурно-декоративный стиль представлял собой
смешение многих других стилей (эклектика) и выделялся контрастом
задействованных материалов.
В английском мебельном искусстве торжествуют простота, эффективность и
современность. Этот стиль приносит существенные инновации: выточенные
изогнутые ножки-кабриоль и знаменитые ножки в виде когтистой лапы,
сжимающей шар. Данное украшение навеяно китайской скульптурой и
архитектурой и часто ассоциируется со львом, чья лапа держит шар.
Основной предмет мебели, ассоциирующийся с этим стилем —
“комод холостяка”, состоящий из трёх больших ящиков
и двух
маленьких (особенность такого комода в том, что размер ящиков
уменьшается по мере их приближения к поверхности). Расширяется
использование бюро и “bureau-bookсase” —
предмета,
сочетающего в себе бюро и книжный шкаф.
Уже не используются орнаментальные мотивы, характерные для предыдущих
стилей, силуэты становятся чистыми и элегантными. Для характеристики
такой мебели достаточно рассмотреть какой-нибудь один предмет, например
стул. Здесь преобладает кривая линия, но без блеска и резкости. Изгиб
спинки в эту эпоху адаптируется к форме человеческого тела.
Типичный элемент — деревянная обшивка стен, большие панели,
образующие квадраты по всей высоте, могут быть из ореха, кедра и белых
пород древесины. Стены закрываются максимально, в связи с чем картины
используются практически во всех помещениях, вешаются большие зеркала
со скошенным краем, а ковры соревнуются с живописью, становятся
картинами, оставляя позади свой эффект плоской поверхности. Одна из
самых ярких мануфактур — это мануфактура Гобеленов, которая
использовала цвета под влиянием восточных ковров и китайского фарфора,
голубого, бирюзового и белого.
Но самый значимый вклад в элегантность и роскошь этого стиля,
выражался, пожалуй, в деталях передних ножек, которые хотя и
по-прежнему остаются кабриолями, имеют меньший изгиб, чем раньше. Внизу
ножки оканчиваются когтистой лапой орла или ворона с шаром. На середине
ножки находим резных устриц и другие мотивы. Задние ножки обычно
гладкие и стёсанные типа сабли, с деревянными перекладинами в виде
буквы Х или без перекладины. В середине спинки стула появляется плоская
доска, придающая спинке высоту и прямоугольность.
“Сплат” — плоская доска в середине спинки
стула
— характерный элемент данного стиля. Центральная лира или
лопатка
со стилизованным силуэтом подчеркивает элегантность дизайна и
расширяется, чтобы улучшить подгонку к спине. Пожалуй, одна из главных
черт стиля королевы Анны — вертикальные балки спинки
некоторых
стульев “Windsor”, очень популярных и
репрезентативных.
В этот период широко распространились азартные игры, в связи с чем
появилось множество игровых столов, включая складные. Для самых богатых
столов применялось красное дерево, а для мебели попроще —
орех,
хотя из-за того, что орех портится молью, его тоже заменили красным
деревом. С 1710 года стали использовать смесь гипса и клея для замены
резного дерева.
Помимо лака и инкрустаций, характеристиками стиля также стали скромный
и элегантный дизайн, применение светлой древесины и облицовка ценными
породами дерева. В середине века начинают использовать красное дерево.
В данный период мы находим изогнутые ножки и новые предметы мебели,
такие как настенные часы, письменный стол с закрытым стеклами книжным
шкафом и др. Получили широкое распространение предметы мебели с красной
и чёрной лакировкой, имитирующие китайские оригиналы. На ножках
используется позолота.В этот период сокращается количество резьбы и для
создания делений на фасадах мебели не применяются ни архитектурные
элементы, ни молдинг. Появляется решетка на спинке стульев и кушеток.
Используется изогнутая ножка или ножка типа кабриоли. В верхней части
ножки толстые, они утончаются
по направлению к низу, а у основания вновь расширяются, образуя кривую
линию.
Один из характерных декоративных мотивов — это инкрустации в
форме цветов, выполненные из жёлтой и светлой древесины, образующие
букеты, гирлянды, птиц и т.д. на тёмном фоне. Такие композиции украшают
дверцы шкафов и крышки столов.
Резьбу мы находим на ножках, центральной лопатке спинки и на высоком
закруглении стульев.Мебель для хранения выполняет своё предназначение,
шкафы и комоды сопровождают остальную мебель, их фасады разделены, на
секции, имеются S-образные детали. Для фарфоровых вещиц используются
витрины. Пример таких шкафов — шкаф Tallboy
(“высокий
комод” – англ.). Несмотря на то, что данный шкаф не
принадлежит этому стилю, он английского происхождения и его можно найти
во многих комнатах. Высокие или низкие, такие шкафы состоят из
наложенных друг на друга ящиков
|
|