|
История дизайна интерьера: Рококо Людовика XV
(1710-1774)
Людовик XV, король Франции, стал вдохновителем некоторых
изменений в архитектуре и искусстве, созданном его прадедушкой
Людовиком XIV. В этом романтическом периоде мы наблюдаем появление
орнаментации в стиле рококо и орнаментации китайского происхождения.
Дерево окрашенное, облицованное мягкими цветами и изящными
инкрустациями.
Период начинается с восьмилетнего регентства Филиппа Орлеанского, во
время которого ослабилась “барочная лихорадка” и
были
сделаны первые шаги по направлению к новому стилю, более анархичному:
рококо. В этот период обновляются темы, техники и помещения.
Такие новинки, как зал для курения или библиотека, оказывают
значительное влияние на оформление. Однако самым большим было восточное
влияние и введение нескольких восточных техник. Имитируется восточная
лакировка и применяется другая отделка с целью имитации экзотичной
атмосферы, например, кальки или коллажи. Не зря эта тенденция в
мебельном искусстве известна как “шинуазри”
—
китайщина. Также появляется множество предметов мебели в
неоклассическом стиле, намного более строгом, нежели барокко того
периода, и вновь становятся привлекательными удобные и уединенные
помещения. Бронза, ленты, гирлянды и переплетающиеся завитки, новый
дизайн кроватей… Стиль Людовика XV стал одной из самых
продуктивных эпох для декорирования и до сих пор служит источником
вдохновения.
При царствовании Людовика XV декоративные формы добиваются свободы и
изменения, начатые во время регентства, прочно закрепляются. Барокко
уступает своё место стилю рококо.
Рококо неотделимо от Людовика XV. В этот период стиль Людовиков
достигает своего наивысшего выражения с его совершенством, грацией,
изобретательностью и элегантностью.
Благодаря новым традициям и вкусам женщина приобрела в высшем обществе
важность. Женщины, отлично разбиравшиеся в новых декоративных
тенденциях, придали мебели более женственный облик. Влияние воплотилось
в маркизе де Помпадур и графине Дюбарри.
Маркиза де Помпадур побудила к созданию в Версале новых частных
помещений, очень комфортных, уединённых и красивых. Графиня Дюбарри
сыграла заметную роль во французском декоративном искусстве, будучи
вдохновительницей более строгого стиля, приближающегося к
неоклассическому течению. Удобство и интимность были установками,
которым следовали в оформлении того периода. Всё стало более маленьким
и уютным.
Краснодеревщики попытались раскрыть ревниво хранимый секрет китайской и
японской лакировок. Смолистое вещество, добываемое из лакового дерева,
в результате обработки превращается в прочный лак. Братья Мартин,
лакировщики короля, изобрели одну систему: склеивали листы бумаги,
обжигали их для смягчения и окрашивания во всевозможные цвета, чтобы
затем покрыть смолами и эмалировать гуммиарабиком. Таким образом были
выполнены бесчисленные заказы маркизы де Помпадур в японском и
китайском стиле.
Отделка и украшения исходили из лакировки, когда речь шла о
качественной древесине, такой как орех или красное дерево. В Италии
применялось так называемое “арте повера”, которое
заключалось в нанесении на дерево переводных картинок и лакированной
отделки.
Среди мебели, характерной для стиля эпохи, можно назвать комод с двумя
ручками, бюро, письменный стол, игровой стол, туалетный столик,
глубокое кресло бержере, канапе с боковой стенкой и спинкой,
стулья-кабриоли с орнаментом из ракушек, эспаньолеток, украшенные
китайскими мотивами, инкрустациями, китайским лаком, гирляндами,
лакировкой братьев Мартин и жемчугом.
|
|